Стратегия сбыта продукции мясной овцеводческой фермы интенсивного типа на 3250 овцематок.

1. Рынок баранины

1.1. Анализ положения дел на рынке баранины в России

Овцеводство обеспечивает потребности населения в традиционных видах сырья и продуктах питания, необходимых в суровых природно-климатических условиях отдельных территорий страны. Овцеводство является важным, а в ряде случаев и единственным источником таких видов продукции как шерсть, баранина, смушки, меховые, шубные и кожевенные овчины.

В сельскохозяйственных предприятиях разводят 39 пород овец, из них 14 – тонкорунные, 11 полутонкорунные, 2 – полугрубошерстные и 12 – грубошерстные. За последние годы доля тонкорунных овец снизилась на 22 %, полутонкорунных – на 5,3 %, грубошерстных увеличилась на 23 %, появились полугрубошерстные овцы – 0,7 %.
Среди субъектов Российской Федерации с наибольшим поголовьем следует выделить:

Республики Дагестан и Калмыкия, Ставропольский край, Астраханскую область, Карачаево-Черкесскую Республику, Ростовскую область, Республику Тыву.

Наиболее многочисленными породами являются: среди тонкорунных пород овец – дагестанская горная, грозненская, ставропольская, советский меринос и забайкальская; среди полутонкорунных – горноалтайская и цигайская; среди грубошерстных – карачаевская, тувинская короткожирнохвостая, андийская, эдильбаевская и лезгинская.

В сельхозпредприятиях Российской Федерации содержится 19,3% общего поголовья овец, в крестьянских (фермерских) хозяйствах – 33,6 %, в личных подсобных хозяйствах граждан – 47,1 % общего поголовья.

Несмотря на то, что овцы являются ценным источником мяса – баранины, в настоящее время основное внимание производителей уделяется говядине, свинине и птице.

Согласно исследованиям, рынок мяса в России демонстрирует следующие тенденции.

В структуре продаж баранины на российском рынке преобладает охлажденная продукция, доля которой в 2018-2022 гг. составляла 91,2-95,6%.

Продажи баранины в России в 2018-2022 г.

На долю замороженной баранины в рассматриваемые годы приходилось, соответственно, от 4,4% до 8,8% всех продаж. Столь существенное преобладание продаж охлажденной баранины над замороженной объясняется особенностью рынка в России, а именно – большими объемами производства и, соответственно, продаж баранины хозяйствами населения и мелкими фермерскими хозяйствами, где, как правило, нет возможности приобретения дорого-стоящих камер шоковой заморозки для качественного замораживания и хранения мяса. К тому же в таких хозяйствах забой животных происходит чаще всего под конкретный заказ, то есть непосредственно перед продажей мяса.

В 2022 г продажи баранины в России снизились на 1,9% и составили 121,6 тыс. т. По данным Росстата, баранина является самым дорогим видом мяса после говядины. Снижение реальных располагаемых доходов населения и экономическая неопределенность приводят к снижению продаж этого вида мяса. Продвижению баранины препятствует и весьма узкий ассортимент марок.

Более 90% продаж приходится на небрендированную продукцию.

С начала 2023 года наблюдается рост. Промышленное производство баранины в России продолжает расти (+17% в I квартале), заметно увеличились поставки и на внешние рынки.

Все это позволяет говорить о высоком потенциале данного сегмента. Поголовье мелкого рогатого скота, а именно овец и коз, к 1 апреля текущего года составило 21,2 млн голов — такова численность животных в хозяйствах всех категорий.

Стоит отметить, что в сельхозорганизациях зафиксирован рост поголовья (+3%), которое теперь насчитывает 3,2 млн голов. Ключевыми субъектами, нарастившими показатели в данном сегменте, стали регионы Северного Кавказа — здесь поголовье выросло на 6,3% (или 113 тыс. голов), а также Центрального округа — рост составил 6,7% (или 16,4 тыс. голов). Положительную динамику также продемонстрировали регионы Юга — 1,7% (+8,2 тыс. го-лов) и Северо-Запада — 4,1% (+0,7 тыс. голов).

Как и ранее, в общем производстве мяса доля баранины минимальна (1%), если рассматривать все категории хозяйств. При этом в последние пару лет крупные агропромышленные компании (АПХ «Мираторг», ГК «Дамате», ГАП «Ресурс», холдинг «АгриВолга») проявили заинтересованность и заявили о различных инвестиционных проектах по выращиванию и выпуску продукции из баранины, тем самым запустив процесс развития и интерес к этому виду мяса.

Согласно информации от Росстат, в I квартале текущего года в промышленном сегменте выпуск баранины и козлятины увеличился на 17% (год к году), производители поставили на рынок 2,6 тыс. тонн мяса. Причем на долю индустриальных предприятий приходится всего 9% от всего объема выработки.

В структуре российского выпуска, если учитывать хозяйства всех категорий, максимум по-прежнему принадлежит ЛПХ (65%, или 18,9 тыс. тонн), на втором месте — КФХ (26%, 7,8 тыс. тонн).

Рост интереса к поставкам из России.

В последнее время наблюдается увеличение спроса на баранину российского производства. Согласно экспертным оценкам, экспорт баранины в I квартале 2023 года продолжил расти (здесь и далее с учетом ЕАЭС), и при чем значительно. Всего было поставлено около 682 тонн на сумму 2,5 млн USD, что в 3 раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года в натуральном выражении и в 2,5 раза — в денежном.

Более 90% поставок баранины (код ТН ВЭД 0204, здесь и далее) из России шли в страны Персидского залива (Сирия, Иран и другие). Если говорить о категориях продукции, то в рассматриваемый период экспортировали в основном туши и полутуши баранины и ягнятины — замороженные и охлажденные.

Российская баранина сегодня поступает на экспорт в виде туш и полутуш, и в ближайшей перспективе целесообразно нарастить долю продукции глубокой переработки, поставлять на зарубежные рынки готовые мясные продукты из баранины, считают эксперты, что позволит увеличить рентабельность производства, повысить прибыль.

В регионах России, традиционно ориентированных на выращивание мясных пород овец, пока нет достаточного количества крупных перерабатывающих комплексов. Но ситуация меняется к лучшему — и сейчас некоторые инвестиционные проекты находятся на этапе реализации.

Учитывая текущую ситуацию и заявленные проекты в отечественном овцеводстве, емкость рынка баранины в России может вырасти в 2 раза и достичь 400–500 тыс. тонн в год, и тогда на душу населения придется уже не 1,5 кг данного вида мяса, как сейчас, а 3 кг в год.

1.2. Ценообразование на отечественном рынке

В мае 2023г. баранина (кроме бескостного мяса) в России стоила в среднем 576,35 руб./кг — на 4,6% больше, чем месяцем ранее, и на 8,0% больше, чем в мае 2022 года.

С начала года цена данного товара выросла на 5,9%. Это новый ценовой рекорд, как минимум, за 2,5 года.

В мае-июне 2024т. цена на баранину в России резко увеличилась и стоила в среднем 758 руб./кг (туша).

Цены производителей парной и охлажденной баранины в июле выросли на 21,3% по сравнению с предыдущим месяцем.

1.3. Экспорт баранины в страны ближнего Востока и Китай

Основным покупателем российской баранины стал Иран, куда было направлено 98,6% от совокупного объема экспорта в стоимостном выражении. Рынок этой страны открыт для российских производителей с 2017 года. Незначительные поставки осуществлялись также в Казахстан, Беларусь, куда отправлялось менее 1% от совокупной экспортной выручки.

В 2023 году в 7 раз увеличился объем экспорта баранины и козлятины. Основным импортером данных видов мяса является Иран, куда за 9 месяцев 2023 года было отправлено почти в 7,5 раза больше продукции.

Северо-Кавказское межрегиональное управление Россельхознадзора по итогам января-сентября 2023 года проконтролировало экспорт более 3,7 тыс. т баранины, отгружаемой с территории Ставропольского края.

Рынок баранины Китая.

Группа исследователей овечьего мяса Министерства сельского хозяйства и сельских районов Китая опубликовала свой отчёт, в котором оценивается, что в 2019 году производство баранины в Китае достигло 4,85 млн тонн, увеличившись на 2,1%. Согласно отчёту, баранина является наиболее динамично растущей категорией мяса, доля которой в общем потреблении мяса также выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Прогнозируется, что к 2028 году производство в стране достигнет 5,84 млн тонн.

2. План продаж и стратегия маркетинга

Учитывая географическое положение и конкурентов, функционирующих на рынке, можно говорить о перспективном ведении бизнеса на территории Российской Федерации.
В настоящее время все больше открываются рынки стран ближнего востока и идут переговоры с Китаем. Открываются новые возможности для экспорта продукции.

2.1. Основные потребители продукции

Покупателями баранины оптом могут быть разные категории потребителей, такие как:

Мясоперерабатывающие предприятия — компании занимающиеся производством мясных продуктов из баранины, таких как колбасы, сосиски, паштеты, консервы и т.д. как правило закупки баранины производят в больших объемах и в разных видах (туши, отрубы, полуфабрикаты, субпродукты и т.д.) и на постоянной основе.

Торговые сети и розничные магазины реализующие баранину конечным потребителям в свежем или замороженном виде. Реализация мяса происходит по разным ценам и в разных форматах (на развес, в упаковке, в вакууме и т.д.).

Общественное питание, компании, использующие баранину для приготовления блюд и реализации своим клиентам в ресторанах, кафе, столовых, фаст-фудах и т.д. Они обычно покупают баранину у производителей или поставщиков и используют ее для приготовления разнообразных рецептов (шашлыки, плов, харчо, кебаб и т.д.).

Мелкооптовые покупатели – индивидуальные предприниматели или небольшие компании реализующие баранину в частных магазинах или рынках.

3. Вывод о перспективности идеи строительства овцефермы

На данный момент ягнятиной и бараниной рынок еще не заполнен, есть тенденция роста потребления баранины из года в год. Спрос на качественную ягнятину и баранину российского производства не удовлетворен, в премиум-сегменте преобладает импортная продукция, в основном из Австралии и Новой Зеландии.

Для успешного занятия овцеводством есть все условия и предпосылки, а необходимость и перспективы этой отрасли сельского хозяйства хорошо известны и поддерживаются с помощью реализации программ субсидирования со стороны государства.